Публикации

О нарушениях в области строительства

ГАЗЕТА "ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ"

Об итогах работы инспекции государственного строительного надзора Сахалинской области      я уже рассказывала в предыдущем интервью.

Сегодня я считаю необходимым остановиться на тех нарушениях требований градостроительного законодательства которые предшествуют началу строительства и от которых в дальнейшем во многом зависит качество строительно-монтажных работ, т.е проектирование.

Как правило, государственную  экспертизу проходит стадия проект. Рабочая документация чаще всего разрабатывается уже в ходе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. И начинается внесение изменений в уже прошедшую экспертизу документацию: замена металлоконструкций Российского производства на корейские или китайские, применение марки стали с более низкими характеристиками,  замена фасадных систем, имеющих технические свидетельства на бог весть какую, увеличение этажности здания и т. д.

Чаще всего,  все эти замены подлежат повторной экспертизе, а это дополнительные затраты для заказчика, стремящегося удешевить строительство. И с этого момента начинается в буквальном смысле борьба инспекции с заказчиком, подрядчиком, а иногда и с проектной организацией за  соблюдение требований технических регламентов и проектной документации. Как правило, инспекции все-таки удается убедить заказчиков, подрядчиков в необходимости соблюдения законодательства в области строительства (иногда силовыми методами – предписания, протоколы, постановления о правонарушении в области строительства).

В настоящее время практически ни одна подрядная организация и заказчики не выполняют входной контроль рабочей документации. В результате, как правило, «в производство работ» утверждается рабочая документация со значительным количеством ошибок и недоработок. Как правило, отсутствует значительное количество узлов и деталей, а иногда и целые разделы противопожарных  и  даже антисейсмических мероприятий, что недопустимо в условиях зоны высокой сейсмичности, к которой относится Сахалинская область.

На одном из объектов проектной документацией предусмотрено строительство здания на старом фундаменте прим этом отсутствуют чертежи по привязке старого фундамента к новой надстройке. И таких примеров, к сожалению очень много. Из-за отсутствия входного контроля со стороны  заказчиков и подрядчиков, инспекция вынуждена фактически проводить экспертизу рабочей документации, что во первых – не входит в ее функции, а во вторых – затрачивается дополнительное время, которого у нас и так не хватает из-за большой загруженности инспекторов.

В последнее время настораживает позиция отдельных представителей авторского надзора, если еще два года назад  авторский надзор и инспекция стояли «по одну сторону баррикад», то сегодня, к сожалению, многие представители авторского надзора  защищают позиции заказчика, допустившего нарушения требований технических регламентов и проектной организации. Я уже не говорю о той легкости, с которой проектировщики идут на замену материалов, конструкций, повышение этажности зданий и т. д. в документации, получившую положительное заключение государственной экспертизы.

Хотелось бы обратиться к заказчикам,  подрядчикам, проектным организациям с просьбой более ответственно подходить к требованиям градостроительного законодательства при выдаче технических заданий на проектирование,  при получении законченной  рабочей документации, при разработке проектной документации. Ведь у всех нас в итоге одна задача, чтобы построенные здания и сооружения не несли угрозы жизни и здоровью граждан.

Считаю необходимым осветить еще один вопрос. Заказчики и подрядчики, а также члены администраций СРО периодически задают вопросы, почему инспекция при проведении плановых проверок в отдельных случаях составляет протокол о правонарушениях в области строительства, а иногда ограничивается только предписанием.

В соответствии с законодательством при выявлении нарушений требований технических регламентов и проектной документации, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства, их частей, а также безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения в обязательном порядке составляется протокол о правонарушении в области строительства с последующим применением штрафных санкций к нарушителям. В случаях выявления мелких нарушений организационного характера, инспекция, как правило, ограничивается предписанием, с указанием сроков устранения замечаний. В случае нарушения сроков исполнения предписания инспекция в соответствии с частью 1 пункта 6 статьи 19.5 КОАП направляет его в суд для взыскания штрафа с виновных лиц.

В заключении хочу обратить внимание подрядных организаций на содержание строительных площадок и соответствие их стройгенпланам, наличие установок для мойки колес автотранспорта, достаточного запаса щебня для отсыпки подъездных путей в целях недопущения вывоза грязи со строительных площадок на улицы города, ведь в итоге качество строительства и культура строительства  - вещи неразделимые.

О работе государственной инспекции строительного надзора Сахалинской области

ЖУРНАЛ "СТРОИТЕЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ САХАЛИНА"

Первого января 2011 года исполняется год со дня образования государственной инспекции строительного надзора как самостоятельного органа исполнительной власти Правительства Сахалинской области. До 1995  года инспекция была  в составе областной архитектуры, а с 1995 г. структурным подразделением департамента строительства Сахалинской области.

В настоящее время в инспекции сформировался  кадровый состав из профессионалов высокого класса в области строительства. Каждый инспектор не один год проработал непосредственно на строительстве объектов различного класса сложности в качестве мастеров и прорабов, в службах заказчика.

В рамках проведения административной реформы инспекцией разработан административный регламент осуществления государственного строительного надзора на территории Сахалинской области.

Благодаря Правительству Сахалинской области на сегодняшний день инспекция в достаточной степени оснащена компьютерной техникой, специальными программами, автотранспортом, что позволяет оперативно и на современном уровне решать поставленные перед инспекцией задачи, связанные непосредственно с осуществлением государственного строительного надзора. 

Хотелось бы более подробно остановится на проблемах 2010 года. 

По сравнению с прошлым годом  увеличилось количество подрядных организаций слабо знающих современное законодательство в области строительства, а потому количество дел о правонарушениях  на сегодняшний день составило 97, а впереди еще полтора месяца.    Резкое увеличение административных дел в области строительства  я частично связываю с тем, что при выдачи свидетельств о допуске СРО,  в отличии от центров лицензирования, не требуют от подрядных организаций наличия в организации системы управления (контроля) качества на основе ГОСТ ИСО 9001-2001 (действующих до настоящего времени) которая в первую очередь позволяет продемонстрировать заказчику гарантию того, что подрядчик способен выполнить данный заказ с требуемым качеством при любых обстоятельствах. 

Следующим фактором, влияющим на качество строительство является безусловно Федеральный закон № 94-ФЗ  от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и услуг для государственных и муниципальных нужд», основном критерием которого, является снижение стоимости строительства. За счет чего можно снизить стоимость? За счет качества строительно-монтажных работ и применения менее качественных материалов.

Немаловажным фактором является появления на строительном рынке Сахалинской области недобросовестных подрядчиков, каким то образом, получившим  свидетельства о допуске к выполнению строительно-монтажных работ. Зачастую просто вызывает изумление, когда свидетельства  получают организации, порой не имеющие понятия о правилах ведения исполнительной и технической документации при строительстве, я уже не говорю о качестве выполняемых работ.

Скажу откровенно, во времена действия лицензий работать с недобросовестными строителями было проще, достаточно было направить в лицензионный центр представление о приостановке действия лицензии, и подрядчики в кратчайшие сроки наводили должный порядок в своих подразделениях. В настоящее время подрядная организация может получить допуск в любом СРО как на Сахалине, так и за его пределами, и как показала практика, в случаях, когда свидетельство получено за пределами нашей области вопрос о приостановке его действия затягивается на месяцы, а нарушитель чувствует себя безнаказным.

Хороши СРО или нет, не стану однозначно высказываться по этому вопросу. Видимо есть здесь и положительные и отрицательные стороны. Одно утешает, я не думаю, что СРО  долго будут терпеть в своих рядах недобросовестных  членов.

Необходимо отметить, что все-таки с каждым годом качество строительства хоть и медленно, но улучшается. Но  меня, как руководителя службы, которая отвечает за качество строительства в Сахалинской области, результаты не совсем удовлетворяют. 

В 2011 инспекция государственного строительного надзора Сахалинской области будет продолжать вести надзор за строящимися объектами капитального строительства всех форм собственности,  ведь основной задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.

Кроме того, в соответствии с Распоряжением Правительства Сахалинской области от 31 августа 2010 г. «О формировании доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Сахалинской области» в 2011 году инспекция  продолжит надзор за соответствием всех строящихся зданий как жилого, так и общественного назначения  требованиям доступности для маломобильных групп населения.

В 2011 году инспекция продолжит работу по обеспечению современных требований культуры производства на строительных площадках Сахалинской области.

В заключении хочется еще раз напомнить заказчикам, подрядным организациям, что наша задача – не столько наказать, сколько оказывать вам, по мере возможности, ту или иную помощь при решении проблем, связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства.

Об актуализации СНиП 12-01-2--4

Приказом Мирегионап РФ от 27 декабря 2010 г. № 781 «Об утверждении свода правил «СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» актуализирован вышеназванный СНиП и вводится в действие с 20 мая 2011 г.

В связи с чем, считаю необходимым напомнить отдельные его положения  заказчикам и подрядным организациям, так, как  они становятся обязательными для исполнения при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Начнем с организации строительных площадок. Согласно пункта 6.2.7 части 6 строительные площадки должны быть оборудованы пунктами очистки или мойки колес и это касается не только объектов поднадзорных государственной инспекции строительного надзора Сахалинской области, а вообще всех строящихся, реконструируемых ремонтируемых объектов капитального строительства.

На поднадзорных объектах инспекции  удается добиться нормального содержания строительных площадок иногда правда с применением штрафных санкций. Что касается не поднадзорных объектов, включая ремонт инженерных коммуникаций, тут, как говорится «не проехать, не пройти».

Уважаемые   главы муниципальных образований, обращаю ваше внимание, что действие СНиП 12-01-2004 « Организация строительства» распространяется    на все строящиеся, реконструируемые, ремонтируемые объекты капитального строительства и при его нарушении,  вы имеете право силами органов правопорядка на составление протоколов  по статье 9.4 ч. 1  КОАП,  с последующей передачей его в суд, для взыскания штрафа с нарушителей.

Кроме того согласно п. 7.8 части 7 в целях ограничения неблагоприятного воздействия строительно-монтажных работ на население и территорию в зоне влияния ведущегося строительства органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями (административными инспекциями и т.п.) в порядке, установленном действующим законодательством,  ведется административный контроль за строительством.

Административный контроль заключается в предварительном установлении условий ведения строительства (размеры ограждения стройплощадки, временной режим работ, удаление мусора, поддержание порядка на прилегающей территории и т.п.)  и контроле соблюдения этих условий в ходе строительства. Ответственным перед органом местного самоуправления является застройщик, если иное не установлено договором.

Условия ведения строительства устанавливаются в форме ордера или иного документа, выдаваемого местной администрацией или уполномоченными ею организациями,  в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ. 

Следующим пунктом СНиП 12-01-2004 на котором я считаю необходимо остановится   пункт 5.5 «Исполнитель работ (подрядчик) в соответствии с действующим законодательством выполняет входной контроль переданной ему для исполнения документации, передает застройщику (заказчику) перечень выявленных в ней недостатков, проверяет их устранение».

В настоящее время ни одна подрядная организация не выполняет входной контроль рабочей документации, по крайней мере  на объектах, поднадзорных государственной инспекции строительного надзора Сахалинской области.

Принимая во внимание, что экспертизу проходит стадия «Проект» и рабочая документация разрабатывается в лучшем случае параллельно, либо вообще после прохождения экспертизы  стадии «Проект», когда разработчик уже изрядно подзабыл, что он там проектировал. В результате чего в рабочей документации инспекцией государственного строительного надзора выявляется огромное количество ошибок и недоработок. Осуществление входного контроля рабочей документации не входит в функции инспекции и отнимает время инспекторов от выполнения своих основных обязанностей. 

С вступлением в действие Свода правил «Организация строительства» при отсутствии документов, подтверждающих выполнение входного контроля рабочей документации инспекция государственного строительного надзора  Сахалинской области будет вынуждена применять меры административного воздействия в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Областная инспекция внимательно и строго следит за соблюдением норм при возведении зданий

ОБЛАСТНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ВНИМАТЕЛЬНО И СТРОГО СЛЕДИТ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НОРМ ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ ЗДАНИЙ

«Что нам стоит дом построить!» – уверяет залихватская поговорка. И всем без пояснений ясно, какого качества дом может выйти при таком легкомысленном отношении. Желающие сделать работу «тяп-ляп» не переводятся, как с ними ни борись, поэтому необходим строгий контроль.

В сфере строительства такой контроль обеспечивает инспекция строительного надзора Сахалинской области. На вопросы «Губернских ведомостей» отвечает её руководитель Валентина Галета.

– Валентина Ивановна, самый насущный вопрос: продолжается ли стройка на островах, есть ли рост?

– Несомненно. И работы нам в последние годы прибавилось процентов на 20, и объекты стали посерьёзней. Если раньше были в основном торговые центры, реконструкция коммунальных сетей и построек, то сейчас – больницы, школы, детские сады, жилые дома, спортивные сооружения, дороги...

Только за 9 месяцев 2014 года мы контролировали 261 поднадзорный объект, из них 35 было сдано. Все они достаточно серьёзные и объёмные, все требуют самой внимательной проверки перед тем, как мы выдадим своё заключение, и объект можно будет вводить в эксплуатацию.

– Прогресс есть по всей Сахалинской области?

– Да. В этом году как никогда. Поднадзорные объекты строятся во всех муниципальных образованиях, подключились Смирных, Углегорск, Томаринский район. В том числе объекты ЖКХ, дороги, жильё.

Назову только такие важные стройки, как первая очередь гимназии №3 в Южно-Сахалинске, которая смогла открыть свои двери с 1 сентября. Введён детский сад в Поронайске, готовятся к вводу детсады в Охе и Долинске, строятся в Корсакове, Углегорске, Южно-Курильске.

Получили наше одобрение и жилые дома в микрорайоне «Эдем», а также девятиэтажка для детей-сирот на ул. Крайней областного центра, 60-квартирный дом в Корсакове для работников ФСБ. Тут нужно отметить, что по закону мы осуществляем надзор за жилыми домами только выше трёх этажей.

Совсем недавно дали заключение на спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном в Корсакове, ещё чуть раньше – на стадион в Невельске на ул. Яна Фабрициуса. Другой большой спортивный объект – универсальный игровой зал в Южно-Сахалинске на площади Победы.

Можно назвать также и реконструкцию административного здания на Дзержинского, 15 под жилое – это квартиры для работников бюджетной сферы, и блок школы №1 в Аниве, и мостовое сооружение по пр. Мира через реку Еланьку в Южно-Сахалинске.

Красной строкой проходят такие важные социально значимые объекты как водно-оздоровительный комплекс «Лесное озеро», кафедральный собор Рождества Христова в Южно-Сахалинске, первая очередь областной психиатрической больницы, реконструкция и мемориальный комплекс на площади Победы.

Большие работы проводятся по газификации: котельные и газопроводы тоже под нашим надзором. Например, в сентябре выдано заключение по котельной в Новоалександровске.

– И много недостатков находите во время проверок?

– За первые 9 месяцев года мы провели 601 проверку, выявили 163 нарушения, из которых две трети тут же было оперативно устранено. Наша задача не просто выявить, а привести всё в норму.

Мы возбудили 49 дел об административных правонарушениях, наложили 37 штрафов на общую сумму 1,6 млн. рублей.

Надо отметить, что каких-то серьёзных, грубых недочётов мы в последнее время не фиксируем. Например, встречаются нарушения проектной документации при армировании монолитных конструкций: строители увеличивают шаг установки арматуры, чтобы сэкономить на материалах, или при установке каркаса не соблюдают требования сейсмобезопасности. Бывает, что заставляем разбирать эти конструкции и переделывать.

При строительстве жилых домов сейчас практикуем совместные проверки с будущими жильцами, особенно с теми, кто проходит по государственным программам: молодёжь, бюджетники и так далее. В их рядах образуются инициативные группы.
Конечно, они не специалисты, но могут провести поверхностный осмотр, подать нам сигнал, что где-то появились отверстия или вкладки, не предусмотренные проектной документацией, где-то нарушена технология заливки полов, устройство электропроводки. Есть среди жильцов и люди, которые имеют профильное образование.
Кстати, бывает, что строители считают требования инспекции чрезмерными, начинают обращаться в более высокие инстанции. Но мы занимаем принципиальную позицию.

Недавний случай – гимназия №3. Несмотря на сжатые сроки её ввода, все наши требования по устранению нарушений в части пожарной безопасности были выполнены. Приходилось настаивать, добиваться. Надо отдать должное и заказчику, УКС Южно-Сахалинска, который оперативно подключился к устранению недостатков, и подрядчику.

– А что делать, если строительный проект изначально был сделан недобросовестно, с нарушениями?

– Мы, естественно, не можем проводить экспертизу проекта, но иногда в процессе строительства видим нарушение норм. Это единичные случаи, но бывает. Тогда мы выписываем предписание застройщику – откорректировать проектную документацию.
Например, такой случай произошёл два года назад с детским садом в Холмске, где ширина лестничных маршей и аварийных выходов не соответствовала требованиям пожарной безопасности. Недостаток был исправлен.

Ещё мы сейчас прорабатываем вопрос о том, чтобы привлекать для своих проверок специалистов, которые могут проводить обследование материалов. Иногда возникают сомнения в достоверности представленных документов, в качестве используемых материалов. Скажем, бетона, оконных конструкций.

Оконные блоки мы уже сами проверяем на соответствие требованиям энергоэффективности – приобрели приборы, которые показывают, какой тип стекла установлен. Есть у нас и прибор для проверки толщины нанесённого огнезащитного покрытия. В общем, отчасти проводим обследования своими силами. Потихонечку оснащаемся, умнеем, стараемся перекрывать лазейки для недобросовестных подрядчиков или поставщиков.

– Успеваете уследить за всем сразу?

– Работать, конечно, непросто. Нагрузка – одна из самых высоких по РФ: на одного нашего специалиста приходится в среднем до 30 объектов. Много времени уходит также на командировки, учитывая транспортную отдалённость тех же Курильских островов.
Сейчас мы прорабатываем вопрос об увеличении штатной численности.

Главный показатель нашей работы – отсутствие замечаний от жильцов, пользователей объектов. Жалобы приходится выслушивать не очень часто, и в основном на какие-то устранимые, мелкие недостатки. Это говорит о том, что серьёзные огрехи отработаны ещё на стадии строительства.

Например, недавно ко мне на приём в Долинке пришёл житель дома, сданного в прошлом году по программе переселения из ветхого и аварийного жилья. Пришёл с претензией, что... слишком много фонарей во дворе! Расспросила его про квартиры – всё нормально, тепло, светло, сухо.

– Нельзя не затронуть вопрос коррупции. Кто проверит проверяющего, если он по той или иной причине закроет глаза на нарушение?

– В этом плане наша профессия, конечно, одна из самых рискованных, и мы ведём определённую работу. В порядке самоконтроля проводим проверки, как наши специалисты исполняют свои трудовые обязанности.

Постоянно контролирует нас и прокуратура, серьёзных нарушений в работе пока не зафиксировано. В любом случае, при малейшем подозрении проводится служебная проверка, и если установлена вина сотрудника, какие-то профессиональные упущения, то налагаем дисциплинарное взыскание.

Как и везде, многое зависит от личной добросовестности и добропорядочности человека. Важно и то, что люди дорожат своей работой, не хотят её потерять. Лично у меня принципиальность наших сотрудников не вызывает сомнения.